Методические материалы

В этом разделе вы сможете найти методические материалы по наиболее актуальным вопросам библиотечной работы.


А.В. Олексюк, А.Е. Раисова
Библиотека как информационный центр
образовательного учреждения
  
В Послании Президента Республики Казахстан Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" от 18 января 2014 года отмечено, что «наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия  потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХІ веке – это активные, образованные и здоровые граждане».
В настоящее время в нашей стране идет станов­ление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, на реализацию стратегии Болонского процесса, что характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новая школа потребует, безусловно, и новой библиотеки.
Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым способствуя таким важным направлениям образовательной деятельности, как развитие критического мышления и эффективного использования всех видов информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО, школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы. Электронные библиотечные фонды – одно из наиболее быстро развивающихся направлений технологизации образования и это согласуется с действующей в Республике Казахстан нормативно-правовой базой.
Библиотека филиала акционерного общества «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПК ПР  по Костанайской области» в региональном образовательном пространстве выступает в роли важнейшего информационного центра педагогического и школьного образования и является методическим центром школьных библиотек. Библиотека института представляет собой единый  информационно-библиотечный комплекс, состоящий из традиционной библиотеки и электронно-образовательного пространства. Фонд библиотеки  включает: научную, методическую, учебную, художественную, справочную литературу в печатном и электронном виде.
Главной целью образовательной программы повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений является не только содействие повышению профессиональной компетентности в области библиотечно-информационной и педагогической деятельности, но и формирование потребности в самообразовании и повышении уровня квалификации.
В нашем институте создаются все необходимые условия для непрерывного образования: аудитории с современной мебелью, компьютерной техникой, технический центр, библиотека с обновленным фондом учебной, научно-педагогической литературой, периодической педагогической печатью Казахстана и России, аудио - и видеоаппаратура, интерактивная доска.
В библиотеке семь компьютеров, с помощью которых пользователям обеспечивается доступ к электронному каталогу и удалённым информационным ресурсам сети Интернет (таким как сайты образовательной и научной направленности, электронные библиотеки, электронно-библиотечные системы, электронные каталоги крупнейших библиотек Казахстана и мира).
В библиотеке внедрена и успешно функционирует программа КАБИС - Казахская автоматизированная библиотечно-информационная система. Она  разработана с соблюдением новых стандартов по библиотечному делу, действующих в Республике Казахстан, таких как ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001 и т.д.
В настоящее время библиотека должна не только обеспечивать качество всех предоставляемых информационно-библиотечных услуг, но и обучать пользователей библиотеки современным технологиям работы с информацией.
Поэтому на 2014 г. была запланирована серия выездных обучающих семинаров «Технологии XXI века в работе школьной библиотеки». Уже  проведено 3 таких семинара: в г. Лисаковске, Мендыкаринском и Карасуском районах. На них библиотечные работники учебных заведений знакомились с ресурсами электронных библиотек и электронно-библиотечных систем, с такими формами обслуживания читателей в удаленном режиме, как электронная доставка документов (ЭДД) и виртуальная справочная служба (ВСС). Это даето им возможность оперативнее и полнее, используя фонд нашей библиотеки в удаленном режиме, удовлетворить запросы педагогов и учащихся своих учебных заведений.
Обобщая всё сказанное можно констатировать, что создание информационных центров на базе библиотек позволит:
 - повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании потребителей;
 - сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
 - расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
 - оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;
 - повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
 - удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса).




Алексей Олексюк
Электронные издания как составной элемент документного фонда библиотеки

Учебная сфера наиболее сильно подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. К учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным каталогам и картотекам присоединяются электронные базы данных, электронные каталоги, необъятные ресурсы Интернета. Эффективность такой замены тем выше,  чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.
Сегодня уже неудивительно, когда читатель (пользователь), приходя в библиотеку и проведя в ней определённое количество времени, не только не пользуется её фондом, но даже и не делает попытки заказать литературу. Многие пользователи вполне довольствуются электронной информацией, полученной через Интернет, с помощью CD-ROM или иным способом. Более того, развитие электронных ресурсов приводит к тому, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование зарубежных изданий, находят возможность организовать доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам, и эти тенденции набирают силу. Кроме того, получает всё большее распространение электронная доставка документов, которая позволяет пользователям библиотек, не приходя в саму библиотеку, заказать со своего рабочего места (или из дома) электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги и в считанные мгновения получить её. На увеличение потребления электронных книг в библиотеках влияют несколько факторов:
  • рост продаж устройств для чтения электронных книг (ежегодно количество проданных устройств растёт более чем на 100%);
  • рост объёмов использования мобильных устройств с большими экранами и планшетных компьютеров;
  • повышение компьютерной грамотности населения;
  • снижение печатных тиражей и, как следствие, увеличение стоимости бумажных книг; а дефицит книг легко можно восполнить электронными аналогами;
  • снижение интереса молодёжи к чтению классической бумажной книги;
  • возможность увеличения ассортиментного предложения электронных книг от издательств и, как следствие, увеличение предложения в самих библиотеках;
  • возможность дистанционного обслуживания читателей.
Библиотеки ощущают серьёзную конкуренцию в области обеспечения учащихся информацией, особенно когда лёгкость и скорость её получения важнее качества. Пользователи настолько привыкают к мгновенному доступу, что даже удивляются, когда книги и журналы, о которых они узнали через поисковые системы, по каким-то причинам нельзя «скачать».
Требования современных читателей вполне логичны – библиотека должна обеспечить быстрый поиск и моментальный доступ к максимально возможному количеству книг в электронном формате из любой географической точки.
Фондообразующими для библиотек являются три группы документных электронных ресурсов: сетевые удаленные документы ограниченного доступа и использования, на которые у библиотеки имеются права доступа (лицензионные документы); документы на внешних носителях (как правило, оптических компакт-дисках); сетевые локальные документы (генерируемые на библиотечных серверах). Сетевые удаленные документы открытого доступа и использования, не  являясь фондообразующими, составляют часть ресурсной базы обслуживания в библиотеках всех типов.
По содержанию образовательные электронные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
•  информационно-справочные издания: энциклопедии, справочники, словари и т.д.
•  учебные электронные издания и ресурсы: пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины.
•  ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды: это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.
Исходя из приведенной выше классификации, можно назвать и сферы использования электронных ресурсов в образовании:
а) в процессе обучения (мультимедийные пособия – это пока плохо освоенные, но уже неотвратимые средства обучения: их интерактивность, наглядность, гибкость применения способны превратить любые уроки в яркий творческий процесс);
б) при углубленном обучении и самообразовании (в рамках профильного обучения, работы НОУ, проектной деятельности учащимся требуется дополнительная информация, источниками которой могут с успехом стать электронные издания);
в) во внеурочное время (с использованием мультимедиа расширятся формы воспитательной деятельности, работа кружков и клубов, проведение различных мероприятий приобретет дополнительную привлекательность для детей).
Насколько востребованы электронные информационные ресурсы учителям? Какие изменения влечёт внедрение новых носителей информации в образовательный процесс? Пожалуй, такое обилие вопросов нагляднее всего демонстрирует актуальность заявленной темы. Справедливости ради отметим, что в педагогической среде растет внимание к электронным изданиям и ресурсам. Но вечным камнем преткновения является методика, точнее — ее отсутствие. Необходимых для педагогов разработок по применению электронных изданий и ресурсов крайне мало, а те, что есть - слабы.
Многие педагоги чувствуют свою некомпетентность в использовании информационных технологий. В ходе исследования (2001 г., США, штат Индиана) было выявлено, что существование личного барьера учителей к использованию Интернета в педагогических целях обусловлено недостаточными  пользовательскими знаниями и существующими ограничениями в доступе. В том случае, когда личный опыт педагогов по использованию информационных технологий достаточен, более активно обращаются к ресурсам Интернета и их ученики. При этом учителя отмечали, что они чувствуют необходимость контролировать или консультировать детей во время их работы в Сети. Педагоги выразили свои сомнения относительно корректного использования школьниками Интернет-материалов. Они считают, что в подавляющем большинстве случаев использование таких ресурсов приводит к плагиату.
Из исследования можно заключить, что пока педагоги более всего заинтересованы сами обучаться тому, как именно можно применять технологии в образовательных целях. Молодые, начинающие учителя чувствуют себя более комфортно в работе с компьютерными технологиями, нежели их старшие коллеги, у которых наблюдается недостаток или отсутствие навыков поиска и отбора онлайновой информации. Существующие пробелы приводят к недостаточной уверенности в оценке найденных материалов или даже непониманию качества информации.
В электронном пространстве грани между прежде различными категориями ресурсов всё чаще оказываются размытыми. Хотя мы всё ещё говорим о книгах, журналах, полнотекстовых или библиографических базах данных, разница между ними порой неуловима.
Возникают определённые вопросы и с учётом фонда. Электронные документы, не имеющие индивидуального материального носителя, являются объектом учёта при условии их постоянного нахождения в библиотеке (что выражается в их записи в память компьютера). Единицей учёта для них может быть только название. При этом документ должен учитываться в том виде, в каком он существует в своей целостности (это могут быть как отдельные файлы, так и группа файлов), то есть исходя из его структуры. Вопрос о единице учёта электронной копии печатного издания, сделанной самой библиотекой, решается аналогично, поскольку библиотека в этом случае является производителем электронного документа. Проблема учёта базы данных в целом или отдельных входящих в неё документов может решаться по аналогии со справочными и библиографическими печатными изданиями. Поскольку в них не учитывается каждый внутренний объект, то нет оснований делать это и в электронном виде. Для CD и DVD-изданий в качестве единиц учёта выступают количество дисков в комплекте и экземплярность.
Для библиотек приобрести электронные ресурсы – это значит переосмыслить весь процесс накопления фондов.
Развитие доступа к электронным документам в библиотеках требует реорганизации их структуры. Выделение специализированных обслуживающих подразделений и как следствие, дифференциация обслуживания электронными документами существенно влияют на рост объемов услуг и их качество.
В отношении печатных журналов, например, критерии отбора достаточно просты: научный интерес, стоимость, заполненность фондов, наличие в других библиотеках, качество и уровень использования.
Все эти критерии имеют значение и для электронных изданий, но в этом случае надо помнить и о дополнительных факторах. Нужно учитывать дизайн интерфейса, наличие статистики использования, смежные материалы; но всё же главные критерии – способ архивации, размер файлов и право на доступ. Важные факторы: возможность читать журнал вне стен библиотеки, введя имя пользователя и пароль, а также возможность одновременного доступа для многих пользователей. Любые ограничения вышеперечисленных возможностей создают серьёзные проблемы в использовании электронной информации.
Хотя выбирать электронные журналы сложнее, чем подписываться на печатные, нет никакого сомнения, что пользователи предпочитают именно электронную форму доступа.
Что касается электронных книг, то здесь главный критерий отбора - это их содержание. Но следует задуматься и о том, как будут использоваться электронные книги.
Качественные электронные энциклопедии и справочники с круглосуточным доступом, вероятно, помогут отлучить некоторых школьников и студентов от бесплатных сетевых ресурсов. Вместе с тем ограничения на распечатывание (например, не более одной страницы за раз) и «скачивание» могут усложнить жизнь пользователям, которые предпочитают читать с листа.
В принципе существуют две базовые модели библиотечного обслуживания электронными книгами: первая (модель выгрузки) напоминает традиционное обслуживание: библиотека имеет единственную электронную копию и выдает её единичному пользователю; вторая – модель сетевого доступа – открывает доступ ко всем электронным книгам в своей коллекции для всех желающих пользователей библиотеки на базе подписки.
Для того чтобы оценить, обладают ли электронные книги производителя необходимыми характеристиками, библиотекарю нужно, чтобы информация о них была представлена в структурированной форме, удобной для обработки по всем важнейшим параметрам отбора.
Разнообразие предлагаемых вариантов доступа к контенту поражает.
1. По условиям формирования коллекции. Предлагается подписка как на коллекции, сформированные самим издателем или агрегатором, так и на отобранные библиотекой. Контент-провайдеры обычно формируют коллекции по тематике, году издания и языку издания. Распространена также практика предложения коллекций так называемых «Лучших книг» определённой тематики независимо от года издания и языка. Если библиотека предпочитает вариант поштучного отбора книг, она вольна выбирать любые книги из репертуара провайдера, однако чаще всего устанавливается минимальное количество книг или минимальная стоимость покупки. Цена коллекции является, как правило, предметом переговоров, однако принципы ценообразования описаны на сайте, чтобы библиотекарь заранее мог оценить возможные варианты. Разумеется, покупка издательской коллекции обходится гораздо дешевле в пересчёте на стоимость одной книги, чем собранная библиотекой из отдельных позиций. При этом, чем больше количество отобранных книг, тем дешевле они будут стоить.
2. По условиям использования. Коллекции книг предлагаются либо для единовременной покупки, либо для пользования на определённый период. Единовременная покупка может означать как получение файлов книг для загрузки на собственный сервер библиотеки, так и вечный доступ (perpetual access) на сервере производителя. Разумеется, стоимость единовременной покупки существенно выше, чем стоимость пользования на определённый период. Производители предусматривают также и возможность одноразовой покупки книг или отдельных глав книг без оформления лицензии. Этот вариант называется pay-perview; купленная единица контента предоставляется в доступ для скачивания на короткий период (до трёх дней). Другое важное условие при пользовании книгами на сервере производителя – возможные ограничения на количество одновременно работающих пользователей. Подписка с ограничениями обойдётся библиотеке дешевле, но при этом существует опасность, что превышение заявленного количества одновременно работающих пользователей приведёт к многочисленным отказам в доступе.
В целях эффективного использования коллекций электронных книг библиотека должна довести до своих пользователей информацию о том, какие книги она приобрела в доступ, то есть включила в свои электронные фонды. Традиционный способ такого информирования – включение в электронный каталог библиотеки библиографических записей на книги в принятом формате семейства МАRC. При покупке больших коллекций библиотека заинтересована в том, чтобы такие записи были предоставлены ей в одном пакете с книгами. И западные провайдеры это успешно делают: коллекции МАRC-записей можно выгрузить с сайта поставщика книг либо заказать у специализированной организации-партнёра. Готовые записи библиотека загружает пакетом в свой каталог. После этого пользователи могут вести поиск из одной точки во всех ресурсах, печатных и электронных.
Другим сервисом, также чрезвычайно важным для библиотек в аспекте оценки эффективности использования коллекций, является сервис учёта статистики обращений к электронным книгам. Современная библиотека оформляет доступ к десяткам и сотням коллекций электронных ресурсов, поэтому ей необходимо не просто иметь статистику использования от каждого производителя, но получать её в унифицированном виде, позволяющем сравнивать и обобщать статистические данные. Статистика использования является объективной основой для принятия решений о корректировке политики подписки. В то же время, библиотека, опираясь на данные статистики, привлекает также данные анкетирования и опросов читателей, чтобы учесть все аспекты, влияющие на использование ресурса: изменения в контенте, недостатки поискового интерфейса, перебои в доступе и другие. Количество выгрузок полных текстов из электронных ресурсов является международно признанной метрикой услуг библиотеки, включённой в стандарт ISO 2789:2006 International Library Statistics. Оно позволяет также вычислить другой важный показатель эффективности использования коллекций – стоимость одного выгруженного полного текста. Показатель определяется как стоимость пользования ресурсом за определённый период, делённая на количество выгрузок из ресурса за этот период. Он также получил широкое международное признание и предлагается к использованию постоянным комитетом ИФЛА по статистике и оценке (IFLA Standing Committee on Statistics and Evaluation).
В перспективе ёмкость рынка электронных книг, особенно в области издания учебной, научной и справочной литературы, безусловно, возрастёт. Но далеко не сразу, так как это потребует определённого времени для создания соответствующей инфраструктуры и решения целого ряда проблем.
Пока у пользователей нет доверия к существующим электронным библиотечным системам: скудный ассортимент, разрозненность программного обеспечения, форматов электронных книг, отсутствие нормальных критериев оценки, несоблюдение авторского права, постоянно меняющееся законодательство – всё это свидетельствует о неразвитости рынка.
В конечном счёте, противопоставление традиционного бумажного и электронного издания – проблема надуманная. И тот и другой вид документов долгое время будут сосуществовать, заняв каждый свою нишу в библиотечном пространстве. Действительная проблема заключается в том, что у всех категорий населения падает интерес к чтению как электронных, так и бумажных книг. Именно этой проблемой и должно заняться всё библиотечное сообщество.

Список использованной литературы:

Вуль, В. А. Электронные издания [Текст] : учеб. пособие / В. А. Вуль. — СПб. : БХВ-Петербург,  2003. – 560 с., ил.

Елисина, Е. Ю. Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках : теория и практика [Текст] : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2008. – 18 с.

Земсков, А. И. Лондонская книжная выставка [Текст] : Обзор материалов / А. И. Земсков // Научные и технические библиотеки. – 2011. - № 10.

Иванова Е. В. Электронные информационные ресурсы в школьной библиотеке // Библиотека в школе. - Электрон. дан. – Режим доступа: www.gpntb.ru (дата обращения : 23.07.2014). – Загл. с экрана.

Литвинова, Н. Н. Зарубежные электронные ресурсы как пример для российских агрегаторов [Текст] // Университетская книга : информационно-аналитический журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/715-zarub-elektronnie-resursy.html (дата обращения : 02.02.2013). – Загл. с экрана.

Майстрович, Т. В. Электронный документ в библиотеке [Текст] : научно-методическое пособие / Т. В. Майстрович. – М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.

Меллинг, М. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб [Текст] : [сб. ст.] / под ред. М. Меллинг ; пер. с англ. Н. А. Багровой, К. Э. Корбут ; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – М. : Омега-Л, 2006. – 224 с. : табл., ил. – Доп. тит. л. англ.

Методом проб и ошибок [Текст] // Университетская книга : информационно-аналитический журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/133-metod.html (дата обращения : 03.02.2013). – Загл. с экрана.

Столяров, Ю. Н. Лидер электронного библиотековедения [Текст] // Научные и технические библиотеки. – 2012. - № 8.

Шрайберг Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечных систем и сетей. Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы [Текст] / Я. Л. Шрайберг. - Москва, 2000. – 130 с.




Наталья Есимтаева
Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка

Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В современном мире меняется способ приобщения людей к культуре: идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.
Поэтому внимание общественности значительной части стран Европы и США привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности». Этот феномен неадекватен традиционному представлению о неграмотности, как неумению писать и читать. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные - это «вторично неграмотные», то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, что не способен эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе.
По мнению исследователей, не все функционально неграмотные люди могут быть отнесены к лицам, отторгнутым в обществе в профессиональном или экономическом смысле. Однако все они в той или иной степени ограничены в культурном развитии и оторваны от социального и интеллектуального общения.
Независимо от возраста, занимаемого экономического положения и жизненного опыта, функционально неграмотного человека можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и т.д. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая подобное занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности: библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвященных, книжные магазины также пугают слишком большим выбором книг, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.
Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. Литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение - во многом благодаря принудительному характеру обучения. Огромную, если не решающую, роль здесь играют семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей. Уровень грамотности и культуры чтения детей и подростков в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в самых разных странах.
Заставить читать нельзя, но чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их пропагандировать – задача взрослых.
С чего начать работу по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. Семья - естественная культурная среда, которая содействует социализации ребенка, является хранительницей культурных традиций общества. Кроме того, семья – оптимальная среда эмоционального и нравственного формирования личности ребенка.
Взаимодействие библиотеки семейного чтения и семьи можно представить в виде двух уровней:
- совместная читательская деятельность членов семьи,
- совместная работа семьи и библиотеки по организации чтения и формирования читательской деятельности.
Первый уровень взаимодействия предполагает совместную деятельность родителей и детей. Рождение ребенка как читателя происходит в семье, поэтому выработать у него потребность в чтении невозможно без ее участия. Влияние библиотеки на формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста минимально. Можно выделить основные формы организации домашнего чтения: совместное чтение, обсуждение прочитанного, перечитывание, а так же использование игровых форм (лепка, рисование, сочинение сказок и стихов по мотивам прочитанного и т.д.) В семье складываются основные формы воздействия на ребенка-читателя. Но, в то же время, имеются и негативные тенденции, связанные с тем, что родители не всегда понимают значимость семейного чтения для личностного роста ребенка. Следовательно, семье при формировании ребенка-читателя требуется сотрудничество с другими социальными институтами.
Нужен второй уровень взаимодействия – совместная работа семьи и библиотеки по организации чтения и формированию читательской деятельности.
В настоящее время принято рассматривать библиотеку как информационный центр. Многие, идя по этому пути, забывают о том, что юные читатели – совершенно особая категория. В работе с ними главной задачей было, есть и будет формирование личности читателя, воспитание у него любви к книге, создание условий для возникновения и развития интереса к чтению, как уникальному виду деятельности и состоянию души.
Именно библиотеки должны открыть детям не только пользу, но и удовольствие, которое можно получить от чтения. Книги открывают новые миры. И библиотека играет роль стимулятора интереса к чтению у ребенка с самого раннего возраста, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Рассматривая принцип систематичности работы библиотеки с семьей с точки зрения возраста ребенка, нужно учитывать, что воздействие на ребенка-читателя должно быть планомерным на всех этапах его развития.
Назрела необходимость включить семью в круг проблем, которые волнуют и заботят библиотекарей: это организация семейного чтения, руководство чтением, культура чтения детей и т.д. Библиотеки семейного чтения, используя различные формы и методы работы, привлекают родителей к совместному чтению с детьми. В практику библиотеки должны войти такие мероприятия как «Дни родителей», «Дети. Книга. Мы»,  «Семейные дни в библиотеке», «Семейные праздники». Изучив потребности и запросы дошкольников, библиотекари должны готовить определенные подборки литературы.
Библиотека должна работать в тесном сотрудничестве со всеми учреждениями культуры – музыкальной и художественной школами, музеями и художественными галереями, кружками, клубами, спортивными секциями, советом ветеранов города, общественными организациями, школами и детскими садами, СМИ.
Деятельность библиотеки, направленная на организацию семейного чтения, всестороннюю поддержку семьи, должна сопровождаться широким спектром мероприятий по привлечению семьи в библиотеку. Это:
- комплектование библиотечного фонда литературой и периодическими изданиями по вопросам семьи и семейного воспитания, педагогике, психологии, в помощь организации досуга и семейного чтения;
- создание банка данных о семьях (ведется учет семей с детьми-дошкольниками),
- анкетирование читателей, членов семьи, с целью выявления читательских интересов, уровня психолого-педагогических знаний родителей;
- информирование родителей о новинках литературы психолого-педагогического направления по телефону, в индивидуальных и групповых беседах;
- оформление книжных выставок и тематических полок («Круг чтения вашего ребенка», «Чтобы ваш ребенок был умным с пеленок», «Самые первые книги»).
Разбудить эмоции ребенка, создать определенное настроение, наглядно представить прочитанное и углубить восприятие знакомого – таковы цели библиотеки при работе с детьми дошкольного возраста.
В школьном возрасте, наряду с семьей, на ребенка начинает влиять школа, ее образовательная деятельность. При этом особая роль в развитии читательских способностей принадлежит, всё-таки, библиотеке. Знать детскую литературу – это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому что правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическому пониманию, мотивированности тех или иных поступков, характеризующих героя книги и, следовательно, наличествующую в реальной жизни. В библиотеке должны проводиться мастер-классы, встречи со специалистами – например, кинологами, инспекторами ГИБДД, педиатрами, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также встречи с интересными людьми города и края – писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны.
Библиотека должна стать тем идеальным местом общения, куда можно приходить всей семьей, с друзьями, с классом, т.е. она должна соединить в себе три основных функции – педагогическую (центр работы с книгой), коммуникативную (центр общения), и информационную (центр информации о книгах).

Таким образом, систематическое воздействие на ребенка со стороны библиотеки и семьи на разных возрастных этапах способствует эффективному формированию его личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий